ГлавнаяСтатьиЭто интересно

Алкоголь на сцене

В мире театрального искусства, будь то спектакли по классическим произведениям или же по современным, алкоголь часто становится неотделимой частью повествования. Порой вино или крепкий напиток — просто декорация, которая расставляет акценты, а иногда — важный элемент, раскрывающий характеры героев и двигающий сюжет. Бывает и так, что алкоголь «спускается со сцены» в зрительный зал: некоторые иммерсивные театры предлагают гостям бокал игристого или бренди в подходящие для этого моменты перформанса. В этой статье рассмотрим несколько театральных постановок, где вина и крепкие напитки так или иначе сыграли отдельную роль.


Спектакли по культовым произведениям

Тема алкоголя поднимается во многих произведениях русских и зарубежных писателей. Некоторые литературные герои и вовсе ассоциируются с определенными напитками, что часто отражают в своих спектаклях режиссеры. Например, загадочный мистер Гэтсби из классического романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда известен пышными приемами и стойко представляется с бокалом искрящегося шампанского в руках. Манящую атмосферу роскоши, отчаянного веселья и свободы удалось сохранить Новосибирскому музыкальному театру в мюзикле «Великий Гэтсби». Как и в оригинальном произведении, вино здесь льется рекой, а гости особняка кружатся в танце среди «гейзеров» шампанского. В постановке «Три товарища» театра «Современник» герои больше тяготеют к крепким спиртным напиткам, среди которых особым признанием пользуется ром. Он здесь — воплощение самой жизни и предмет восхищения, как и в романе Эриха Марии Ремарка.

«Фред принес бокалы. Мы выпили. Ром был крепок и свеж. Его вкус напоминал о солнце. В нем было нечто, дающее поддержку» (Эрих Мария Ремарк. Три товарища).

Хотя персонажи «Трех товарищей» чаще всего пьют ром, также они не отказываются и от коньяка, шерри-бренди или джина, которые становятся для героев способом сбежать от реальности и настроиться на философский лад. Целое разнообразие напитков упоминается и в постановках по одному из самых загадочных русских произведений XX века — «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова. Прокуратор Иудеи распивает тридцатилетнее красное, а на балу Воланда гости купаются в бассейнах с шампанским, которое позже сменяется коньяком.

Вино, но только уже крепленое, неоднократно воспевалось и в пьесах Уильяма Шекспира. В постановке «Генрих IV» театра «Глобус» один из самых запоминающихся героев Шекспира сэр Джон Фальстаф поет оды хересу и даже посвящает ему целый монолог. По его мнению, человеческий организм — это крохотное королевство, в котором крепленое испанское разжигает «полчища жизненных сил», благодаря чему человек становится способен на любой подвиг. Херес, только уже не испанский, а советский, пьет и главный герой спектакля «Москва — Петушки», поставленного по одноименному произведению русского писателя Венедикта Ерофеева. Стоит отметить, что этот персонаж испытывает нездоровое влечение ко всему «с градусом». В алкоголе он находит покой и избавление, к хересу же герой обращается, чтобы справиться с похмельем.


Постановки по современным сценариям

Алкоголь часто играет роли и в спектаклях по современным произведениям и сценариям. Например, постановки «Пила вино и хохотала. Красное» от Театра Двух вообще не существовало бы, если бы не вино. Этот спектакль — своеобразный девичник на сцене, где две приятельницы под бутылочку красного обсуждают отношения и мужчин. У праздника есть продолжение — «Пила вино и хохотала. Белое». Здесь события происходят уже после замужества: все те же лучшие подруги со смехом вспоминают, как мечтали о принце на белом коне и идеальной семье. Однако не только в этом спектакле алкоголь толкает героев на откровенные разговоры и размышления: этой теме полностью посвящена постановка «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева. Артисты БДТ им. Товстоногова точно и разнообразно изображают на сцене нетрезвых людей, ведущих разговоры о настоящей любви и желании жить без страха. Здесь опьянение не носит бытовой окраски: алкоголь, скорее, представлен как некая сыворотка правды, которая ведет героев к просветлению.

С негативной точки зрения алкоголь предстает в спектакле «Сиротливый Запад» театра «Событие». Действие развивается в провинциальном городке Ирландии, где главные герои — братья Конноры — живут в обстановке вечных перепалок и конфликтов, заливая семейные проблемы крепким виски. Местный священник пытается вразумить их, но не справляется, так как и сам страдает алкоголизмом. Заканчивается все тем, что поссорившиеся братья берутся за оружие. Однако намного больше в мире постановок, в котором алкоголь хоть и присутствует, но не сильно влияет на сюжет, а скорее является молчаливым свидетелем происходящего в жизни героев. Например, так и происходит в спектакле «Август: графство Осейдж» по пьесе американского сценариста Трейси Леттса: под одной крышей собираются члены большой семьи, каждый со своими тайнами, которые рано или поздно раскроются во время семейного застолья.


Спектакли, в которых искусство сочетают с бокалом

Пожалуй, самые необычные постановки, связанные с алкоголем, — те, где напитки в рамках представления подают самим гостям. И речь идет не о театральных буфетах, где можно заказать бокал игристого в антракте. Так, на иммерсивном спектакле «Игра в преступление» от Школы современной пьесы зрители могут буквально оказаться внутри романа Достоевского: прогуляться по различным местам действия, пойти вслед за персонажами, заглянуть во все комнаты и даже выпить на поминках Мармеладова, если сядут рядом с графином. В одной из сцен оперы-променада «Пиковая дама» от Московского Оперного Дома гостям, собравшимся вокруг игорного стола, предложат бокал шампанского. Таким образом режиссеры экспериментируют со зрительским восприятием и расширяют границы современного театра.

Одной из самых «пьющих» экспериментальных постановок можно назвать перформанс «Последний масон». В основе истории — причудливая смесь Булгакова, Достоевского, отсылок к Библии и даже частушек. Гостям же в процессе постоянно наливают: на 12 посетителей рассчитано 12 бутылок красного вина. В другом иммерсивном шоу «Сокровенное» от театральной компании Ontroerend Goed зрители становятся главными героями спектакля: в театральных декорациях каждый гость беседует с определенным актером театра о своих страхах, надеждах и мечтах. Сопровождением к беседе станет бокал вина, портвейна или ликера — зависит от актера, с которым гость ведет диалог.

29.03.2024

Фотогалерея

Для доступа на сайт необходимо подтвердить возраст
Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Сведения, размещенные на сайте, носят исключительно информационный характер и предназначены только для личного использования.

Восстановление пароля

Введите свой e-mail
Введите свой телефон
Укажите ваш адрес электронной почты или номер мобильного телефона. Мы вышлем вам данные для восстановления пароля.
На ваш электронный адрес выслано письмо с кодом верификации.
Код верификации
Новый пароль
Бла бла бла, мы такие короч сменили тебе пароль, а ты короч больше не теряй, ок?
Вернуться к авторизации

Создание учетной записи

Имя
E-mail
Пароль